Налог на земельный участок

Предлагаем ознакомиться с темой: Налог на земельный участок, которая описана доступным языком. Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Среди всех выплат и налогов, совершающихся гражданами РФ в пользу государства, земельный налог требует особого внимания. Вопросы, которые касаются данной юридической темы, требуют подробного изъяснения, ведь далеко не всегда понятно, кто, за что и сколько должен платить.

Что такое земельный налог – основные понятия и термины

Земельный налог – это денежные выплаты, которые совершаются физическими и юридическими лицами в государственную казну за право владения земельными участками. Все положения четко описаны в 31-й главе Налогового Кодекса РФ и распространяются на все регионы РФ, но местные власти имеют право их изменять и корректировать в рамках закона.

Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:

  • вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
  • вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
  • определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.

Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.

Налог на земельный участок 161

Все аспекты, касающиеся установления, расчета, льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.

Объекты земельного налога – это конкретные участки земли, находящиеся во власти территорий с местным самоуправлением, а также городов федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

[1]

Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.[2]

Изменения в расчете земельного налога в 2018 году

Любые государственные изменения нечасто радуют граждан, особенно если они касаются повышения цен, налогов, коммунальных платежей и т. д. Еще до 2016 года величина уплаты налога на землю начислялась в зависимости от

балансовой стоимости земельного участка

. Она была сравнительно низкой, как следствие – итоговая сумма также не была тягостной для собственников.

В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2018 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.

Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2018 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.

Кадастровая стоимость объекта (еще ее называют налоговой базой) определяется расчетными организациями, учитывая ряд параметров, главные из которых – это местоположение земельной территории, ее предназначение, вид разрешенной деятельности и другие нюансы. Она заносится в реестр недвижимости и напрямую влияет на величину налогов.

Рыночная стоимость участка земли – это цена, установлена собственником-продавцом с учетом рынка недвижимости, и с которой согласен покупатель. Чтобы выгодно ее установить, владельцы часто прибегают к помощи независимых экспертов.

[3]

Узнать кадастровую стоимость объекта можно здесь – заполнив форму с адресом или введя кадастровый номер земельного участка:

Налог на земельный участок 177

Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.

Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период. Так было до 2018 года включительно, но в 2019 году предусмотрены изменения в этом пункте, смотрите ниже👇.

Земельный налог в 2019 году – что нужно знать налогоплательщикам

В 2019 году изменения и дополнения, касающиеся земельного налога, коснулись 5 направлений.

  1. Увеличение суммы налога на землю.
    Если за предыдущий год налог на землю рассчитывался с учетом 80% кадастровой стоимости объекта, то начиная с 2019 года и далее уже будет учитываться полная стоимость – 100%. То есть до 1.12.2019 население будет платить за предыдущий – 2018 год еще по сниженным тарифам, а когда в 2020 году будет проводиться оплата за 2019, то уже по новым тарифам.
  2. Переоценка кадастровой стоимости.
    Уточню, что на момент написания статьи это только в планах. Глава министерства земельных и имущественных отношений по Московской области Аверкиев заявил, что возможно будет проведена переоценка кадастровой стоимости. Это связано с тем, что подобные мероприятия проводились около 7 лет тому назад, а цена земельных участков за это время существенно снизилась. Если это произойдет, то можно ждать снижения кадастровой стоимости земельных объектов, и, соответственно, уменьшения земельного налога.
  3. Реформирование системы кадастровой оценки.
    Начиная с 2019 года государство планирует всю деятельность, связанную с оценкой кадастровой стоимости объекта, возложить на государственную структуру «Центр кадастровой оценки». Поскольку раньше этим занимались частные кампании и результаты оценки схожих объектов могли сильно разниться. Чиновники надеются, что подобное нововведение позволит выстроить единый план по оценке земельных участков.
  4. О переоценке имущества.
    Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2019 года, касается переоценки имущества. Если раньше гражданин, не согласившийся с суммой начисленного земельного налога, обращался в Ростреестр за переоценкой, то добиться перерасчета можно было на действующий и предыдущий налоговый период. Теперь же, начиная с 1.01.2019, пересчет будет распространяться только на последующие налоговые периоды.
  5. О перерасчете для физических лиц.
    Еще об одном, более положительном, изменении, которое касается уплаты земельного налога физическими лицами, читайте в отдельной статье.
Читайте так же:  Заявление на ВСтупление в ТСЖ

Кто обязан платить ЗН, и кто освобожден от его оплаты

Всех налогоплательщиков сбора на землю можно разделить на 2 группы:

  1. Физические лица – сюда относятся владельцы отдельных участков и индивидуальные предприниматели.
  2. Юридические лица – к этой категории относятся разные организации и коммерческие структуры.

Каждая из этих групп имеет часть лиц, кто не платит земельный налог, или платит по льготным тарифам.

Организации, которые сюда относятся, можно разделить по типам и направлениям их деятельности:

  • социальная сфера;
  • религиозное направление;
  • наука;
  • исследовательские, опытные, научные учреждения;
  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ.

Все они полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Уточнить подробности этого списка можно в ФНС.

А также не облагается налогами земля:

  • находящаяся в аренде или в срочном пользовании;
  • которая входит в водные и лесные фонды РФ;
  • с расположенными на ней объектами культуры, истории, науки;
  • изъятая из оборота (заповедники, парки, объекты армии и ФСБ, кладбища).

Следующая группа – это категория граждан, которая по законам РФ освобождена от уплаты налога на землю или делает это по сниженным тарифам. Сюда относятся:

  • герои СССР;
  • пенсионеры – участники военных действий;
  • пострадавшие в авариях с выбросом радиоактивных веществ;
  • лица, начавшие заниматься сельскохозяйственной деятельностью, им позволено не вносить взносы за землю первые 5 лет.

Как узнать величину налога на землю

Размер суммы для уплаты земельного налога зависит от следующих факторов:

  • кадастровой стоимости территории;
  • налоговой ставки на землю для конкретного региона;
  • наличия или отсутствия льгот у владельца;
  • других факторов – доли владения участком, времени его использования.

Ставки по земельному налогу

Налоговым кодексом РФ установлена ставка налогов на землю, точнее говоря, ее верхняя грань. Местные власти имеют право изменять ставки, но только не выше от указанных НК.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. То есть налоговые ставки на землю региональные власти могут уменьшать (это льготные ставки), но не делать выше!

Ставок есть две, они зависят от типа используемого участка:

  • 0,3% от величины кадастровой стоимости – т. н. пониженная ставка. Применяется только к конкретно обозначенным законодательством типам земель – с/х участки, подсобные хозяйства, садовые товарищества, а также территории, предназначенные для строительства жилых домов, коммунальных комплексов (п.3 ст.394);
  • 1,5% от общего размера кадастровой стоимости – ставка, применяемая для всех других типов земель.

Узнать ставку налога на землю конкретно для своего региона можно, посетив официальный сайт ФНС или непосредственно отведав местное отделение налоговой службы. Например, налоговая ставка для подсобного хозяйства для примера с Санкт-Петербургом, рассмотренного здесь, будет 0,042%:

Налог на земельный участок 110

То есть в строке поиска нужно ввести тип земель, выбрать категорию плательщиков и система покажет вам нужную ставку.

ВАЖНО. Если же для региона не определена своя ставка, то берутся во внимание общие ставки, указанные выше.

Расчет земельного налога

Вопрос как рассчитать земельный налог чуть ли не самый популярный по данной теме. Окончательный расчет проведут местные органы управления после обращения к ним. А сейчас вы самостоятельно можете вычислить сумму для уплаты взноса на землю по следующим формулам.

Размер ЗН=КС*Д*НС*КВ

где КС – кадастровая стоимость участка земли;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка на землю, конкретная для определенного региона;
КВ – коэффициент, который применяется при расчёте, если территория земли была в использовании не целое количество лет.

Некоторым категориям граждан предоставляются определенные льготы, при наличии таковых размер земельных налогов будет вычисляться по формуле:

Размер ЗН=КС*Д*НС*КВ-Л

где Л – льгота на земельный налог.

ВАЖНО. Для каждого отдельного земельного объекта его кадастровая стоимость рассчитывается отдельно. Если участком владеют несколько лиц – доля каждого рассчитывается отдельно.[4]

Примеры расчёта налога на землю

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, как правильно рассчитать налог на землю с помощью данной формулы. Допустим, некий гражданин является владельцем с правом собственности определенной территории земли Санкт-Петербургской области, налоговая ставка для которой установлена – 0,3%, а кадастровая стоимость 2 млн рублей.

  • За целый год владения земельным участком он должен заплатить:
    ЗН=КС*НС=2 000 000*0,3%=6000 руб.
  • Если участок использовался неполный год, например, 6 месяцев, он уплатит налог на землю, сумма которого равна:
    ЗН=КС*НС*КВ=2 000 000*0,3%*0,5=3000 руб, где КВ=0,5=6/12.
  • Если он владеет только частью земельного участка, например, 1/3, то размеры налога на землю будут следующими:
    ЗН=КС*Д*НС*КВ=2 000 000*1/3*0,3%*0,5=1000 руб.

Чтобы узнать земельный налог за сотку, достаточно разделить общее начисление на количество соток.

Кто и когда может оформить льготы

Земельный налог, как и другие взносы граждан РФ, имеет четко прописанные льготные категории, которые позволяют некоторым группам лиц совершать оплату по меньшим тарифам.

Если говорить о физических лицах, то льготы полагаются:

  • инвалидам детства, а также I II групп;
  • инвалидам и ветеранам войны;
  • героям РФ и СССР;
  • участникам ликвидации чернобыльской аварии;
  • пенсионерам.
Читайте так же:  ТСЖ заключает договор с собственниками

Что касается льгот на земельный налог для организаций, то они прописаны в ст.№395 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Каждый регион могут иметь свои дополнительные льготы, утверждены органами местного муниципалитета. Узнать о них, а также уточнить все нюансы по назначению и оформлению, можно в местном представительстве ФНС.

В НК РФ каждой из льгот приписан индивидуальный код, для упрощения заполнения налоговой декларации.

Налог на земельный участок 191

В чем суть льгот? Гражданам разрешено не платить налог, если площадь участка земли составляет 6 или меньше соток. Если больше 6, то от общей площади вычитается 6 соток, и платиться налог только за ту площадь земли, что осталась.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. При наличии у гражданина двух или более участков он может применить льготу только к одному из них на выбор.

Для этого нужно представить соответствующие документы, что подтвердит право гражданина получить льготы.

Оформление льгот на уплату налога

Чтобы получить полагающиеся от государства скидки, нужно написать заявление о предоставлении льгот по земельному налогу, где указать следующую информацию:

  • код налоговой инспекции, к которой относится земельный участок налогоплательщика;
  • реквизиты владельца;
  • информация о земельном участке;
  • ИНН;
  • группа инвалидности (дополнительно представить документы, подтверждающие ее);
  • сам текст заявления с четко изложенной просьбой и причинами для предоставления льготы.

Скачать данный документ можно здесь – заявление на получение льгот.

[5]

Заявление можно представить лично, или через доверенное лицо. Используя другой вариант, нужно иметь доверенность, подтвержденную нотариусом.

Все об оплате земельных налогов

Тема, касающаяся оплаты земельных налогов, вызывает много вопросов. Самые распространенные из них:

Кому платить земельный налог? – Данные средства направляются в бюджет того региона, к которому принадлежит земельный участок.

Как платить налоги на землю? – Это можно сделать, посетив местную ФНС или же посредством интернета: через сайты ФНС, Госуслуг, Сбербанк онлайн или сервис Яндекс.Деньги. Подробнее об оплате читайте здесь.

Сроки, порядок и правила уплаты

Платить налоги на землю нужно в местном регионе, к которому территориально относиться земельный участок.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сроки, обозначенные законодательством для уплаты налога на землю физическими и юридическими лицами, отличаются между собой.

Когда платят земельный налог физические лица? – После того как получат уведомление от НС с указанным суммой налога за землю и сроком уплаты. Согласно изменениям ФЗ №320 от 23.11.2015 оплатить нужно до 1 декабря того года, который наступит после «оплачиваемого». То есть, до 01.12.2019 необходимо внести взнос на землю за 2018 год.

Даже если уведомление не пришло, НС обязуют население самостоятельно обратиться в инспекцию и сообщить о наличии в них земельных участков. Сделать это можно, записавшись на прием через онлайн-сервис

Налог на земельный участок 40

Срок уплаты земельных налогов для юридических лиц совершенно другой, и отличается:

  • во-первых – ежеквартальными авансовыми платежами;
  • во-вторых – часть платежа за последний квартал нужно будет внести до 1 февраля текущего года.

При неуплате земельного налога налоговый кодекс предусматривает наказания – это пеня по земельным налогам или штраф, размером 20 или 40% от общей суммы, что зависит от тяжести нарушения.

Авансовые платежи

Этот раздел касается только юридических лиц, т. к. авансовые платежи за землю для простых граждан не предусмотрены налоговым кодексом.

Авансовые платежи по земельному налогу – это возможность оплачивать налог на землю авансами (по частям) поквартально на протяжении года.

[6]

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Местные власти могут освобождать фирмы от этой обязанности – вносить платежи ежеквартально. Тогда вноситься полная сумма в конце года.

Что касается сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2018-2019 году, то здесь также местные власти на своей территории могут устанавливать разные даты. Чаще всего эти оплаты осуществляются поквартально, не позднее последнего дня того месяца, что следует за прошедшим кварталом. Узнать о датах для нужного региона можно здесь – – на сайте ФНС, указав в нужной строке код нужного региона.

Например, для жителей Санкт-Петербурга справочная информация по налоговым платежам выглядит так:

Налог на земельный участок 126

На скриншоте указаны сроки уплаты авансов и налога для предприятий этого города.

Каждый авансовый платеж составляет ? от общей начисленной суммы налога на землю за целый год.

КБК земельных налогов 2018-2019

Важной деталью при оформлении/оплате земельного налога являются коды бюджетных классификаций, или сокращенно КБК земельных налогов.

ВАЖНО. При неверном указании любой цифры платеж может быть отправлен с неверным предназначением, что повлечет за собой долгие разбирательства.

Ниже представлены все коды, включая КБК по пеням земельного налога.

Налог на земельный участок 172

Отчетность по оплате налога на землю

Этот раздел опять-таки касается только организаций, так как население не обязано подавать отчеты об оплате земельного налога.

Отчетный документ – декларация по земельному налогу – предоставляется в НС единожды после полной оплаты налога на землю, до 1.02 того года, что следует за подотчетным годом.

Заполняется декларация по форме КНД 1153005 в бумажном или электронном виде – как выберет налогоплательщик.

Скачать документ можно здесь – декларация для отчетности.

[7]

Заключение

Итак, земельный налог – это важный платеж, который должен регулярно совершаться гражданами, а также организациями, имеющими в собственности земельные участки. Исключение составляют лица, освобожденные от уплаты налога на землю. Чтобы получить это право, а также возможность платить по сниженным льготным тарифам, необходимо предоставить соответствующие документы в местные органы ФНС.

Читайте так же:  Может ли отец подать на алименты

Если возникнут какие-то трудности, связанные с уплатой налога на землю или оформлением документов, можно обратиться к специальным службам за юридической помощью.

Если остались вопросы, задавайте их в комментариях.

Покупая или получая иным способом участок земли для целей индивидуального жилищного строительства, гражданин обязан ежегодно платить налог. Предлагаем ознакомиться с информацией о том, от чего зависит размер налога, как он рассчитывается, как и в какой срок следует платить. Также из статьи вы узнаете, кто должен оплачивать налог и кто подпадает под льготные категории.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (812) 313-25-95. Это быстро и бесплатно!

Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к местным. Условия и порядок исчисления и уплаты земельного налога до принятия и введения соответствующей главы Кодекса определяются на основе Закона РФ от 14.02.92 «О плате за землю» (с учетом последующих изменений и дополнений). В рамках данного Закона земельный налог рассматривается как одна из форм платы за землю наряду с арендной платой и нормативной ценой земли.

Принципы установления и порядок исчисления сумм земельного налога и арендной платы за землю достаточно близки, разница между этими двумя элементами в том, что земельный налог уплачивается собственниками земли, а арендная плата — арендаторами.

Таким образом, плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи — предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории РФ. Земельный налог на участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Учет налогоплательщиков возложен на налоговые инспекции которые получают сведения в виде списков собственников, владельцев и пользователей от районных и городских комитетов по землеустройству. Эти списки составляются на основе данных Государственного земельного кадастра. Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодного первичного и ежемесячных списков изменений.

Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок передается государственным налоговым инспекциям. В нем указываются:

• почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;

• номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;

• категория земель и цель использования земельного участка;

• вид права на землю плательщика земельного налога;

• фамилии, имена и отчества физических лиц, названия и

регистрационные номера юридических лиц;

• налогооблагаемая площадь;

• ставка земельного налога без учета льгот.

Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц.

Объекты обложения земельным налогом — земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение и пользование. Это земельные участки, предоставленные:

• сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским)

хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным

кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам,

другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и

другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного

производства и подсобного сельского хозяйства;

• гражданам для садоводства, огородничества, животноводства;

• отдельным категориям работников предприятий, учреждений и

организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного,

рыбного и охотничьего хозяйств (земельные наделы);

• для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

• для нужд промышленности, транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, космического обеспечения и энергетики;

• из лесного фонда для заготовки древесины;

• из водного фонда для хозяйственной деятельности;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• из лесного и водного фондов для рекреационных целей.

Налоговая база по земельному налогу определяется как площадь земельного участка. В облагаемую налогом площадь включаются: земельные участки, занятые строениями и сооружениями, а также необходимые для их содержания, технические, санитарно-защитные и иные зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим или физическим лицам.

Не являются объектом налогообложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, земли под водой и т. д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим и физическим лицам.

Ставки земельного налога зависят от трех основных параметров земельного участка:

• категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, земли

населенных пунктов, земли лесного фонда и т. д.);

• местоположения земельного участка (транспортная доступность,

близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и

социальной инфраструктуры и др.);

• размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой

отвода земли).

Ставки земельного налога были первоначально установлены Законом РФ «О плате за землю», впоследствии они практически ежегодно корректировались в сторону увеличения в связи с инфляционными процессами. Эти ставки в известной степени носят характер ориентиров и играют роль средних величин для субъектов Федерации.

Власти субъектов Федерации, опираясь на установленные средние ставки и учитывая кадастровые оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Эти же органы устанавливают и минимальные ставки земельного налога за 1 га пашни.

Читайте так же:  Учет налогов и сборов

Субъекты Федерации также имеют право вводить корректирующие коэффициенты для учета фактора местонахождения земельного участка.

Пример установленных федеральным законодательством средних ставок земельного налога (тыс. руб. с 1 га пашни) для ряда субъектов РФ:

Налог на земельный участок 79

Ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, и т. д.), как правило, выше средних ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения, и устанавливаются в рублях не за 1 га, а за 1 м2 в зависимости от численности населения в том или ином населенном пункте и дифференциации по экономическим районам.

Так, если для населенного пункта с численностью населения от 250 до 500 тыс. чел. в Северном экономическом районе средние ставки земельного налога составляют 1,5 руб. за 1 м2, то в Центральном — уже 2,0, а в Уральском — 1,7. Органы местного самоуправления имеют право на основании этих средних ставок установить конкретные ставки земельного налога на территории населенных пунктов. Существуют также определяемые федеральным законодательством повышающие коэффициенты для ставок земельного налога в отдельных населенных пунктах.

Первая группа повышающих коэффициентов — это коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Так, по Краснодарскому краю для курортных зон с высокой рекреационной ценностью повышающий коэффициент — 8, а для курортных районов Приморского края — 3.

Вторая группа повышающих коэффициентов определяет повышение средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития его социально-культурного потенциала. Эти повышающие коэффициенты установлены для столиц субъектов Федерации с развитым социально-культурным потенциалом и также дифференцированы по численности населения и для города/пригорода: для города с населением свыше 3 млн чел. повышающие коэффициенты составляют 3, а для пригорода — 2,5.

Пример 60. Рассчитаем ставку земельного налога для предприятия, которое

находится в одном из городов Калининградской области (Северо-Западный

экономический район) с численностью населения до 250 тыс. с развитым

социально-культурным потенциалом, расположенном в курортной зоне.

Средняя ставка земельного налога для данного города рассчитывается

следующим образом.

Средняя ставка земельного налога для субъекта Федерации,

установленная Законом о плате за землю, для городов Северо-Западного

экономического района с численностью населения 100— 250 тыс. человек,

составляющая 1,7 руб. м2, умножается на повышающий коэффициент в

курортных зонах — 4 для курортов Калининградского взморья, а затем

корректируется на коэффициент увеличения средней ставки за счет статуса

города, развития его социально-культурного потенциала. Для городов с

численностью населения 100 — 250 тыс. коэффициент 2,2.

Таким образом, средняя ставка земельного налога для этого города

составит 1,7 • 4 • 2,2 = 14,96 руб. м2.

Далее необходимо провести индексацию ставок с учетом ежегодно

устанавливаемых повышающих коэффициентов. В 1995 г. — 2; в 1996 г. —

1,5; в 1997—1999 гг. — 2 (ежегодно). Таким образом, итоговая величина

ставки земельного налога составит 359,04 руб. за 1 м2 или 3590,4 тыс. руб. за

1 га.

Из рассчитанной таким образом средней ставки для города органы местного самоуправления определяют ставки для его районов в зависимости от градостроительной ценности. При этом учитывают следующие основные факторы:

• местоположение;

• доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности,

объектам социального и культурно-бытового обслуживания;

• уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства

территории;

• уровень развития сферы социального и культурно-бытового

обслуживания населения;

• эстетическую, историческую ценность застройки и ландшафтную

ценность территории;

• состояние окружающей среды.

Разница в ставках между территориальными зонами должна составлять не менее 5% от средней для города. Закон о плате за землю предполагает, что установленные таким образом ставки применяются к землям, которые находятся в пределах норм их отвода. За часть площади земельных участков, превышающих установленные нормы отвода, земельный налог взимается в двойном размере. Это положение введено для рационализации землепользования и повышения его эффективности.

В качестве примера укажем, что в Москве с целью обложения земельным налогом выделено 69 зон. Средневзвешенная цена за 1 га составляла в 1998 г. 40,500 тыс. руб., а в 2000 г. — 97,2 тыс. руб.

Статья 8 Закона о плате за землю устанавливает, что налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в этих городах (поселках), но не менее определенной величины за 1 м 2. В 1999 г. минимальная величина составляла 12 коп., а в 2000 — 14 коп. за 1 м2.

При этом налог за часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенной в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется по ставке в размере 15% базовой, а свыше двойной нормы — по полной ставке земельного налога для данного населенного пункта.

Налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и т. д. устанавливаются в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для пунктов с населением до 20 тыс.

Законодательство предусматривает установление трех типов льгот по уплате земельного налога: изъятий, налоговых каникул и снижения ставок налогового платежа (налоговые кредиты)40, исходя из объекта налогообложения и одного типа льгот для субъектов налогообложения.

Читайте так же:  В какой срок после увольнения

Наиболее существенными из числа налоговых изъятий по земельному налогу можно считать выведение из-под налогообложения земель:

— под заповедниками, национальными и дендропарками;

— именуемых пограничными;

— общего использования населенных пунктов;

  • для обеспечения деятельности органов государственной власти и

местного самоуправления;

  • предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных коренных народностей;

— учреждений и органов уголовно-исправительной системы;

— вузов, научно-исследовательских и некоторых других учреждений.

Налоговые каникулы представляют собой освобождение от уплаты земельного налога на пять лет с момента получения земельного участка гражданами, впервые организующими крестьянские (фермерские) хозяйства. Освобождаются от уплаты земельного налога в течение первых 10 лет пользования предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации.

Пониженная налоговая ставка земельного налога применяется по уплате земельного налога на земли в полосе отвода железных дорог. Ставка в данном случае составит 25% применяемой для сельскохозяйственных угодий.

Льготы предоставляются также некоторым категориям налогоплательщиков. Так, от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

• участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на

которых законодательством распространены социальные гарантии и

льготы участников войны;

• инвалиды I и II групп;

• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы

на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;

• военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по

достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане

некоторых других категорий.

Органы законодательной власти субъектов Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, зачисляемых в доход их бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право освобождать на определенный срок от уплаты земельного налога, предоставлять отсрочки платежа по нему, а также понижать ставки налога для отдельных категорий плательщиков. Эти льготы также могут предоставляться лишь в пределах сумм, зачисляемых в доход местных бюджетов.

Рассмотрим определение земельного налога с дачного участка.

Пример 61. В долевой собственности двух граждан находится дачный

участок площадью 0,2 га. Один из собственников земельного участка (инвалид

II группы) освобожден по закону от уплаты земельного налога. Доли

распределены между собственниками поровну. Ставка налога в 2000 г.

составила 14 коп/м2.

Сумма земельного налога, которая должна быть уплачена с данного

участка: 0,14 • 2000 • 0,5 = 140 руб., и налогоплательщиком является лишь

один из собственников земельного участка.

Несмотря на то, что земельный налог является местным налогом, распределение поступления земельного налога между бюджетами в Российской Федерации фактически регулируется ежегодно путем установления нормативов в Законе о федеральном бюджете. Так, на 2000 г. Законом предусматривалось зачисление в доход федерального бюджета 30% сумм земельного налога, в бюджеты субъектов Федерации 20% (кроме Москвы, для которой этот норматив составил 70%) и в местные бюджеты — 50% сумм земельного налога.

Средства, поступающие от земельного налога, имеют целевое назначение. Они расходуются в соответствии с утвержденными нормативами исключительно на:

  • финансирование мероприятий по землеустройству и ведению

земельного кадастра;

  • мониторинг охраны земель и повышение их плодородия, освоение

новых земель, компенсацию собственных затрат землепользователя и

погашение ссуд, выданных и использованных на указанные

мероприятия;

— инженерное и социальное обустройство территории.

Для юридических лиц — плательщиков земельного налога суммы уплаченного налога относятся на издержки производства и подлежат вычету при формировании прибыли (дохода) предприятия для целей налогообложения прибыли.

Можно встретить мнение о том, что как только земля становиться собственностью, она исключается из любых платежей. Нет необходимости платить аренду или какие-то другие взносы.

На самом деле подобное мнение родилось вследствие непонимания самой роли государства, которое существует для защиты прав и свобод своих граждан, их совокупных интересов, но которое требует для своего содержания уплаты налогов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-45-84. Это быстро и бесплатно!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Джуха, В. М. Лизинг / В.М. Джуха. — М.: Феникс, 2017. — 320 c.
  2. Рабыко, И. Н. Деньги, кредит, банки / И.Н. Рабыко. — М.: Экоперспектива, 2015. — 88 c.
  3. Ивасенко, А. Г. Иностранные инвестиции / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — М.: КноРус, 2014. — 272 c.
  4. Под редакцией Архипова А. И., Погосова И. А. Финансы; Проспект — Москва, 2009. — 680 c.
  5. Финансы и кредит. — М.: КноРус, 2017. — 360 c.
  6. Лаврушин, О. И. Банковское дело. Современная система кредитования / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко. — М.: КноРус, 2016. — 264 c.
  7. Разумова, И. А. Ипотечное кредитование / И.А. Разумова. — Москва: Мир, 2017. — 208 c.
Налог на земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here