Излишне уплаченная сумма налога

Предлагаем ознакомиться с темой: Излишне уплаченная сумма налога, которая описана доступным языком. Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога. Излишне Уплаченная сумма налога может возникнуть у налогоплательщика в результате арифметической ошибки или перечисления налога не на тот расчетный счет. Эту сумму налогоплательщик может направить:

· на исполнение обязанностей по уплате налогов;

· на погашение недоимки;

· на уплату пеней;

Зачет суммы излишне уплаченного налога проводит налоговый орган по месту учета налогоплательщика без начисления процентов. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца с момента ее обнаружения и направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, уплаты пеней осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

Зачет излишне уплаченной суммы налога возможен только в рамках одного бюджета.

Пример 4.4. Если переплата произошла по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, то перезачесть такую переплату можно только по налогам, зачисляемым в этот бюджет.

Налоговый орган вправе самостоятельно провести зачет, если имеется недоимка по другим налогам, и обязан проинформировать налогоплательщика относительно вынесенного решения о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Эти суммы могут быть возвращены налогоплательщику на основании его письменного заявления. Если у налогоплательщика имеется недоимка по уплате налога или задолженность по пеням, то излишне уплаченные суммы возвращаются только после погашения такой недоимки.

Излишне уплаченные суммы налога налоговый орган возвращает в течение одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика. В случае несвоевременного возврата этих сумм начисляются проценты за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за дни нарушения срока возврата.

Пример 4.5. Организация 5 августа 2008 г. подала заявление о возврате излишне уплаченного в размере 100 000 руб. налога в федеральный бюджет. Недоимка по налогам и задолженность по пеням перед федеральным бюджетом отсутствовали. По истечении месяца со дня подачи заявления налог возвращен не был. Излишне уплаченная сумма была перечислена налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика 1 ноября 2008 г. Ставка рефинансирования до указанной даты включительно оставалась неизменной — 14% годовых. Согласно НК РФ срок возврата излишне уплаченной суммы налога истек 5 сентября 2008 г.

Таким образом, проценты должны были начисляться за 57 дней (со дня, следующего за днем истечения срока возврата, по день возврата включительно). Размер процентов, подлежащих уплате, составил 224,2 руб. (10 000 руб. х 14% : 100% х 57 дн.: 356 дн.).

Процедура возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога показана на схеме.

Излишне уплаченная сумма налога 115

Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога. Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов.

Пример 4.6. При документальной налоговой проверке неправильно определена подлежащая уплате сумма налога, которая в бесспорном порядке была взыскана с налогоплательщика.

Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат происходит только после погашения недоимки. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи такого заявления.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.

Процедура возврата излишне взысканной суммы налога показана на схеме.

Лекция 7. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных налоговых источников пополнения бюджета – ему принадлежит первое место среди налоговых поступлений в федеральный бюджет. Это определяет актуальность вопросов, связанных с исчислением и уплатой НДС, порядком отражения этого налога в учете и представлением информации о нем в бухгалтерской и налоговой отчетности.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на расходы.

Сущность НДС проще всего проиллюстрировать на следующем примере.

Пример

Предприятие А занимается заготовкой древесины, которую оно продает предприятию Б за 100 рублей плюс НДС. Предприятие Б обрабатывает полученную древесину и продает ее мебельной фабрике В за 300 руб. плюс НДС. Произведенная мебель продается фабрикой гражданину за 800 рублей плюс НДС. Ставка НДС равна 18%.

Исходя из условия добавленная стоимость равна:

— у предприятия А – 100 рублей;

— у предприятия Б – 200 рублей (300 – 100);

— у мебельной фабрики В – 500 рублей.

НДС равен произведению добавленной стоимости на ставку налога:

— у предприятия А – 18 руб. (100 * 18);

— у предприятия Б – 36 руб. (200 * 18);

— у мебельной фабрики – 90 руб. (500 * 18).

На практике рассчитать добавленную стоимость подобным способом достаточно сложно, поэтому НДС рассчитывается на в один, а в три этапа.

Этап

Исчисляется так называемый «исходящий НДС», т. е. НДС, начисленный на сумму всей выручки от продаж. (этот налог отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»)

Исходящий НДС с выручки будет равен:

— у предприятия А – 18 руб. (100 * 18);

— у предприятия Б – 54 руб. (300 * 18);

— у мебельной фабрики – 144 руб. (800 * 18).

Этап

Определяется так называемый «входящий» НДС, т. е. НДС, уплачиваемый поставщикам ресурсов. (Этот налог отражается по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»).

«Входящий» НДС с покупок будет равен:

— у предприятия А – 0 рублей;

— у предприятия Б – 18 руб. (сумма НДС, указанная в счете предприятия А);

— у мебельной фабрики – 54 руб. (сумма НДС, указанная в счете от предприятия Б).

Этап

Читайте так же:  Договор между УК и ТСЖ

Разница между «исходящим» и «входящим» НДС образует итоговую сумму налога:

— у предприятия А – 18 руб. (18 руб. — 0);

— у предприятия Б – 36 руб. (54 руб. – 18 руб.);

— у мебельной фабрики – 90 руб. (144 – 54 руб.).

Итак, в общем случае предприятие должно исчислить НДС на всю сумму, которую оно предполагает получить от покупателей (исходящий НДС). Одновременно оно имеет право уменьшить исчисленный налог на суммы входящего НДС по сделанным ею самой покупкам. Разница между налогом, начисленным с продаж, и «входящим» налогом по покупкам, подлежит уплате в бюджет.

Хотя НК РФ не оперирует понятиями входящего и исходящего НДС, используем эти термины для облегчения изложения материала.

Схематично расчет НДС может быть представлен следующим образом:

Исходящий НДС к уплате — Входящий НДС к вычету = НДС к уплате в бюджет (возмещению из бюджета)

На первый взгляд НДС является примитивным налогом, так как его формула состоит из двух элементов: исходящего и входящего НДС. Однако это впечатление обманчиво, так как исчисление обоих элементов регулируется сложными правилами, зачастую непонятными даже специалистами.

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 636;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени

Комментарий к статье 78

1. Правовые нормы, которые законодатель указал в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, являются императивными, они применяются, если образовалась сумма излишне уплаченного налога. Иначе говоря, плательщик исполнил обязанность по налогам и сборам в большем объеме, нежели это установлено актами законодательства о налогах и сборах (например, из-за неправильного определения налоговой базы, вследствие ее завышения, из-за ошибки в применении налоговой ставки, из-за уплаты налога при отсутствии объекта налогообложения).

Итак, рассмотрим правила, указанные в пункте 1 статьи 78 настоящего Кодекса, более подробно:

а) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:

либо по этому же налогу или сбору — в счет будущих предстоящих платежей по данному налогу или сбору;

либо по иным налогам и сборам. Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым;

б) зачет, упомянутый в статье 78 НК РФ, следует отличать от одноименного гражданско-правового института;

в) сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, скажем, порядок возврата предусмотрен в подпунктах 7 — 10 статьи 78 НК РФ, этот вопрос мы с вами рассмотрим ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).

2. На основании пункта 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса сделаем ряд важных выводов:

а) по общему правилу и зачет, и возврат излишне уплаченных сумм налогов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (ст. ст. 83, 85 НК РФ);

б) лишь в случаях, предусмотренных самим НК РФ, зачет или возврат упомянутых сумм осуществляется и иными налоговыми органами (например, вышестоящим налоговым органом, который выявил излишне уплаченную сумму налогов по результатам выездной проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ст. 89 НК РФ);

в) зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производятся по общему правилу без начисления на эту сумму процентов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 78 НК РФ, которые мы с вами рассмотрим ниже;

г) таможенные органы (п. 2 ст. 78 НК РФ), которые осуществляют возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обязаны:

письменно сообщить в налоговый орган по месту учета плательщика о всех излишне уплаченных суммах, которые были зачтены в счет предстоящих или были возвращены таможенными органами;

направить такое сообщение в десятидневный срок со дня выявления факта излишней уплаты суммы налогов или сборов. При этом упомянутый срок исчисляется в календарных днях, а отсчет начинается со следующего (после дня выявления факта переплаты) дня.

3. В правилах пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает, что:

а) о каждом факте (и сумме) излишне уплаченного налога (или сбора) плательщику обязан сообщить именно тот налоговый орган, который выявил указанный факт или которому стало известно об этом;

б) сообщение должно быть письменным, с указанием ИНН плательщика. При этом законодатель не случайно так широко подходит к вопросу о форме обнаружения упомянутых фактов: имеются в виду как случаи их выявления самим налоговым органом (например, в ходе налоговой проверки), так и случаи, когда это стало известно налоговому органу иным образом (например, из сообщения СМИ, из материалов проверки, ревизии деятельности налогового органа вышестоящими органами, из сообщений учредителей организации-плательщика налогов и т.д.);

в) сообщение должно быть направлено плательщику не позднее одного календарного месяца со дня обнаружения указанного выше факта;

г) при обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов, налоговый орган имеет право:

— письменно предложить плательщику провести совместную выверку сумм уплаченных налогов. Это не налоговая проверка, поэтому на нее не распространяются правила ст. ст. 87 — 89 НК РФ;

— оформить результаты такой выверки актом, подписываемым налоговым органом и плательщиком. Обратите внимание, что этот акт не является актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Он служит лишь средством для правильного зачета или возврата налога.

4. В пункте 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговый орган осуществляет зачет (в счет предстоящих платежей):

— по тому виду налога, по которому имела место переплата;

— на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение пяти календарных дней после получения заявления плательщика;

принимается, если зачтенная сумма направляется в тот же бюджет (например, региональный) или внебюджетный фонд (например ПФР), в который была направлена излишне уплаченная сумма налогов;

в) правила пункта 4 статьи 78 НК РФ следует применять с обязательным учетом пунктов 5 и 6 статьи 78 НК РФ: они устанавливают отличный от предусмотренного общими правилами пункта 4 статьи 78 НК РФ, порядок осуществления зачета.

Читайте так же:  Как правильно написать алименты?

5. Пункт 5 комментируемой статьи настоящего Кодекса устанавливает следующие правила и условия их применения:

а) если имеет место быть недоимка (поясняем: сумма налогов или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ст. 11 Кодекса). Иначе говоря, одним из условий применения пункта 5 статьи 78 НК РФ является наличие излишне уплаченной суммы по одному налогу и недоимки по другому (другим).

Плательщик налогов обязан уплатить пени (ст. 75 НК РФ).

Не следует путать пени с ситуацией, когда на плательщика налогов наложен штраф за какое-либо налоговое правонарушение (ст. ст. 114 — 129 НК РФ);

б) необходимыми условиями применения правил пункта 5 комментируемой статьи являются:

письменное заявления плательщика налогов с просьбой произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по недоимкам (имеется в виду по другим видам налогов или сборов), пеням и штрафам, которые наложены на плательщика, а также соответствующее решение налогового органа;

то обстоятельство, что и сумма излишне уплаченного налога, и суммы недоимок, пеней и штрафов (упомянутые выше) должны быть направлены в один и тот же бюджет или во внебюджетный фонд;

в) в последнем предложении пункта 5 статьи 78 настоящего Кодекса содержатся особые правила:

они применяются, когда речь идет о зачете по сумме недоимки. Применять эти правила и в отношении пеней было бы неправомерно;

они предоставляют право самому налоговому органу (по месту учета плательщика) произвести зачет. Иначе говоря, налоговый орган может произвести зачет, не ожидая заявления от плательщика. Безусловно, налицо некоторое противоречие между первым и вторым предложениями пункта 5 статьи 78 НК РФ.

6. Правила пункта 6 комментируемой статьи имеют определенную специфику:

а) они обязывают налоговый орган письменно проинформировать плательщика налогов и сборов о произведенном зачете. При этом в тексте упомянутого такого извещения, уведомления и т.п. необходимо указать ИНН плательщика;

б) эта обязанность охватывает зачет:

и в счет предстоящих платежей по налогу, по которому образовалась сумма переплаты;

и в счет недоимок по другим видам налогов и сборов;

и по суммам пеней, упомянутых в пункте 5 статьи 78 Кодекса.

К сожалению, об обязанности представить информацию о зачете, самостоятельно произведенном налоговым органом, в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса не говорится. Другими словами, комментируемая статья подобной обязанности на налоговый орган не возлагает;

в) упомянутая в них информация должна быть направлена плательщику не позднее двух календарных недель со дня подачи им письменного заявления о зачете.

7. В пункте 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что:

а) правила пункта 7 комментируемой статьи (как и правила п. п. 8, 9 и частично — п. 10 ст. 78 НК РФ) касаются лишь возврата излишне уплаченной суммы налогов и сборов: распространять их на случаи зачета упомянутой суммы оснований нет;

б) для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо наличие следующих условий:

письменного заявления от плательщика с просьбой о возврате суммы излишне уплаченного налога (с указанием своего ИНН, местонахождения, а также банковских реквизитов);

отсутствия у заявителя недоимки (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням;

в) нормы пункта 7 статьи 78 Кодекса императивны, то есть налоговый орган не имеет права самостоятельно решать, возвращать ли сумму переплаты или нет. С другой стороны, налоговый орган не вправе осуществлять возврат, когда:
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

у плательщика налицо задолженность по пеням или недоимка по налогам и сборам (подлежащим уплате в один и тот же бюджет или внебюджетный фонд);

не произведен зачет упомянутой переплаты в счет недоимки и задолженности.

8. Правила пункта 8 статьи 78 комментируемого Кодекса устанавливают, что:

а) письменное заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога плательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета лишь в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует учесть, что трехлетний срок, упомянутый в пункте 8 статьи 78 НК РФ, исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ — о порядке исчисления сроков);

отсчет трехлетнего срока начинается со следующего, после дня уплаты суммы налогов, дня. При этом момент уплаты налогов определяется по правилам пункта 2 статьи 45 НК РФ;

б) упомянутый выше срок действует и в тех случаях, когда налоговый орган (в нарушение норм п. 3 ст. 78 НК РФ) не сообщил плательщику о факте излишней уплаты налогов. Законодатель при этом исходил из:

презумпции надлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей;

того, что плательщик за три года вполне может самостоятельно выявить факт переплаты, так как он обязан вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения и уплаченных сумм налогов и сборов.

9. В пункте 9 статьи 78 настоящего Кодекса законодатель устанавливает следующие правила:

1) возврат суммы излишне уплаченного налога производится по общему правилу налоговым органом по месту учета плательщика в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления о возврате (иные правила могут быть установлены лишь в самом НК, но не в других актах законодательства о налогах и сборах). При этом обратите свое внимание, что в абзаце 1 пункта 9 статьи 78 Кодекса:

имеется в виду календарный месяц;

отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом);

2) при невозврате суммы излишне уплаченного налога в указанный срок на нее начисляются проценты (за каждый день просрочки) по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Другими словами, подлежат учету все изменения ставки рефинансирования за все дни просрочки. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, перечисленного по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла переплата.

10. Пункт 10 комментируемой статьи настоящего Кодекса является императивной нормой и устанавливает, что зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

И учитывая, что статья 331 ТК РФ допускает уплату таможенных платежей как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, нужно иметь в виду: и в случаях переплаты по таможенным платежам возврат производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на день их уплаты (ст. 355 ТК РФ).

11. В соответствии с пунктом 11 комментируемой статьи правила пунктов 1 — 10 статьи 78 указанного Кодекса применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм:

Читайте так же:  Где подают на алименты

сбора (ст. 8 НК РФ);

пеней (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, правила пунктов 1 — 10 статьи 78 Кодекса охватывают случаи переплаты налогов со стороны:

налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);

плательщиков сборов (ст. 19 НК РФ). Однако они не распространяются на представителей плательщиков и лиц, указанных в статье 51 НК РФ.

12. Утратил силу с 1 января 2004 года. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

13. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 настоящего Кодекса правила статьи 78 НК РФ применяются и при зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов в ПФР, ФСС, ФОМС. При этом ОВФ наделены правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные в статьях 78, 79 НК РФ.

Статья 79. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени

Комментарий к статье 79

1. Правила, установленные законодателем в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, действуют:

а) только на случаи излишне взысканных налогов и лишь тогда, когда имело место:

принудительное исполнение обязанности по уплате налогов в силу того, что плательщик добровольно и в установленный срок упомянутую обязанность не исполнил;

взысканная в ходе принудительного исполнения сумма оказалась большей, чем требовалось. При этом причины излишне взысканного налога для применения статьи 79 НК РФ роли не играют;

б) сумма излишне взысканного налога согласно п. 1 комментируемой статьи подлежит возврату не только налогоплательщику, но и плательщику сбора, а также налоговому агенту. С другой стороны, в статье 79 НК РФ не имеются в виду ни представители плательщиков, ни лица, упомянутые в статье 51 НК РФ;

в) возврат излишне взысканной суммы производится, если:

у плательщика отсутствует недоимка по налогам или задолженность по пеням;

указанные недоимка и задолженность хотя и налицо, но причитаются другому бюджету (внебюджетному фонду);

г) решение о возврате излишне взысканного налога принимает:

руководитель (его заместитель) налогового органа, допустившего излишнее взыскание, либо вышестоящего органа (который, например, проверял законность взыскания налогов и выявил излишне взысканные суммы); и, забегая вперед, укажем — на основании письменного заявления плательщика. В заявлении, в частности, указывается ИНН плательщика, решение, по которому имело место взыскание, расчет суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с законодательством, расчет излишне взысканной суммы, адрес и банковские реквизиты плательщика; суд (в порядке искового производства). Речь идет о случае, когда плательщик подал исковое заявление (ст. ст. 22, 142 НК РФ).

2. В пункте 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает правила возврата суммы излишне взысканного налога:

а) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога подается плательщиком в налоговый орган (допустивший взыскание излишней суммы) способом, позволяющим определить дату и факт его подачи (например, под расписку ответственного работника налогового органа или по почте, письмом с уведомлением о вручении адресату). Подача этого заявления должна быть зарегистрирована;

б) упомянутое заявление подается в течение одного календарного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налогов. При этом нужно обратить внимание на два момента:

— не имеет значения то, каким образом он узнал об этом (например, в ходе проведения внутренней проверки, аудита, от налогового органа);

— отсчет упомянутого месячного срока начинается со следующего (после дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания) дня;

в) исковое заявление в арбитражный суд (если плательщик — организация или индивидуальный предприниматель) или в суд общей юрисдикции (если плательщик — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем) подается в течение трех лет (срок исковой давности) начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Обращаем ваше внимание, что имеется в виду календарный трехлетний срок. Отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после дня, когда плательщик узнал либо должен был узнать о факте излишнего взыскания) дня;

г) налоговый орган, в который было подано заявление, обязан:

— рассмотреть указанное заявление;

— признать факт излишнего взыскания налогов или наоборот, установить необоснованность требований плательщика;

— сообщить о признании факта излишнего взыскания в сроки, которые будут рассмотрены в комментарии к пункту 3 статьи 79 НК РФ;

— принять решение о возврате сумм налогов в течение двух недель со дня регистрации заявления. В решении должны содержаться сведения о конкретной сумме излишне взысканного, однозначное указание о ее возврате плательщику, а также о размере процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (об этом см. комментарий к п. 4 ст. 79 НК РФ).

3. В пункте 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает следующее:

а) сообщение плательщику налоговый орган обязан направить, соблюдая следующие правила:

— если установлен факт излишнего взыскания;

— в письменной форме (с указанием ИНН плательщика);

— не позднее одного календарного месяца со дня установления факта излишнего взыскания суммы налогов. Отсчет при этом начинается со следующего (после дня установления этого факта) дня;

б) хотя пункт 3 комментируемой статьи и не обязывает уведомлять заявителя о том, что налоговый орган не установил факт излишнего взыскания, все же такая обязанность вытекает из общего законодательства о порядке рассмотрения жалоб, заявлений, обращений и т.п. организаций и физических лиц федеральными и иными госорганами, включая налоговые. О результатах необходимо сообщить плательщику в месячный срок со дня получения от него заявления (это следует также из п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 32 и ст. 140 НК РФ).

4. Правила, установленные в пункте 4 комментируемой статьи:

а) предписывают возвращать сумму излишне взысканного налога одновременно с начисленными на нее процентами. Этот вывод сделан на основе систематического толкования правил пунктов 4 и 5 статьи 79 НК РФ;

б) указывают, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам статей 46 — 48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;

в) процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога. Это означает, что учитываются все изменения, которые претерпела эта ставка в указанный период.

5. Правила пункта 5 комментируемой статьи имеют императивный характер, и сроки, указанные в них, исчисляются в календарных днях.

Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.

Читайте так же:  Налог на доходы НДФЛ

6. Применяя нормы, указанные в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

а) налоговый орган возвращает сумму излишне взысканного налога и начисленные проценты исключительно в рублях;

б) Статьями 123, 125 Таможенного кодекса установлено, что суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица (с которого они взысканы) в течение одного года с момента взыскания. При этом допускалось осуществление возврата как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.

Анализ норм статей 1, 2, 4, 38, 79 НК РФ и статей 1, 5, 11, 123, 125 ТК РФ показывает, что в той мере, в какой речь идет о необходимости возврата сумм излишне взысканных таможенных платежей, не относящихся к суммам налогов и сборов, уплаченных в 2001, 2002, 2003 гг. в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, приоритет имеют нормы таможенного законодательства.

7. Правила пункта 7 настоящей статьи устанавливают, что действие пунктов 1 — 6 статьи 79 НК РФ применяется также в отношении:

— сборов и пеней (ст. ст. 8, 75 НК РФ);

— налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);

— плательщиков сборов (ст. 8 НК РФ). С другой стороны нет оснований распространять правила пунктов 1 — 6 статьи 79 НК РФ на представителей (ст. ст. 26 — 29 НК РФ) и лиц, упомянутых в статье 51 НК РФ.

8. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

Регулярные перечисления средств в государственную казну сопровождают налогоплательщика все его сознательное существование. Несмотря на пожизненную налоговую «повинность» в некоторых ситуациях возможно возмещение перечисленных денег. Особенно если они были переведены ошибочно. В какую инстанцию и с каким бланком следует обращаться — читайте в статье, в которой подробно рассмотрим заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Излишне уплаченная сумма налога 131

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога

Особенности возмещения ошибочно переведенных средств

Механизм компенсации регулируется 78 статьей налогового кодекса.

Суммы, перечисленные вследствие ошибок в калькуляции, будут учтены в счет уплаты существующих задолженностей. Если налоговое досье «чисто», невнимательный плательщик может запросить учесть эту сумму в счет запланированных платежей либо потребовать возврат.

[1]

Перед тем как нанести визит в компетентную инстанцию с заявлением, желательно ознакомиться с существующей терминологией по данной тематике.

Таблица 1. Определения стандартных терминов

Зачет Сумма, изначально уплаченная в счет одного обязательства, засчитывается в счет другого.
Возврат Компенсация ошибочно переведенных средств.
Недоимка Несвоевременно выплаченная задолженность.
Излишне уплаченный налог Общая сумма налогов и сборов, перечисленная в большем размере, чем того требуют отчетные документы.

Возмещение относится к любой разновидности налога: имущественный, на прибыль и прочие. Согласно законодательству оно должно состояться на протяжении 30 дней после факта подтверждения переплаты. Претендовать на перевод средств можно в течение 3 лет с момента переплаты. По истечению этого срока вернуть деньги не представляется возможным.

[2]

Нововведения, касающиеся 78 статьи в 2017 г.

В 2017 г. 78 статья обогатилась существенными изменениями, относящимися к правилам работы со страховыми взносами.

Новое толкование статьи причисляет страховые взносы к налоговым платежам и, соответственно, переводит их в зону контроля ИФНС.

[3]

Что касается нюансов, связанных с возвратом средств, правила игры несколько изменились.

Таблица 2. Последствия ошибочно перечисленных платежей

В счет определенного фонда Подлежит возвращению.
По платежам на ОПС Если ПФ оформит извещение о том, что переплата распределена по лицевым счетам, средства могут не возвращаться.
В счет задолженностей по платежам, сформировавшимся в связи с уклонением от уплаты Не возвращаются, т.к. с законодательной позиции не являются переплатой.

Излишне уплаченная сумма налога 90

78 статья может быть применена не только к российским гражданам и компаниям, но и к иностранным юрлицам

Основания для возмещения средств

Правом на возмещение обладают как налогоплательщики, так и налоговые агенты. Компании, физические лица и ИП — ошибочный платеж каждого может быть откорректирован и возвращен. Также возврат распространяется на неверный платеж, связанный с начислением пени или штрафа.

Практика показывает, что чаще всего ошибочный перевод средств происходит в следующих ситуациях:

  • переведена большая сумма, чем указана в декларации;
  • инспекция затребовала большую сумму налогов;
  • неверный подход к вычислению облагаемой базы;
  • использование неактуальных ставок;
  • перечисление авансовых платежей в сумме большей, чем размер налога за соответствующий период;
  • внесение изменений в законодательство, вследствие которого уплаченная сумма налога превышает требуемую;
  • смена налогового статуса;
  • возврат налога при использовании льгот.

В случае выявления налогоплательщиком подобных неточностей, необходимо нанести визит в инспекцию по месту регистрации и предоставить соответствующее заявление. При желании можно оформить зачет ошибочно переведенных средств.

Излишне уплаченная сумма налога 43

Каждый налогоплательщик на законных основаниях имеет право на возмещение

Методы возврата

Выявить ошибку могут и сотрудники ИФНС, и налогоплательщики.

Если подобную оплошность обнаружили представители ИНФС, они должны на протяжении последующих 10 рабочих дней уведомить налогоплательщика о переплате соответствующим письмом. Также излишне перечисленные средства можно проследить в ходе сверки с ИФНС, результатом которой будет составление акта. Если неточности в калькуляции подтвердятся, налоговики осуществят перевод денежных средств.

[4]

Излишне уплаченная сумма налога 13

Результаты сверки необходимо вносить в соответствующий акт, закрепленный подписями представителя ИФНС и налогоплательщика

В большинстве случаев право распределения денег остается за налогоплательщиком. Варианты следующие:

  • зачет в качестве будущих оплат;
  • погашение недоимок по существующим платежам;
  • сокращение задолженностей по пеням и штрафам;
  • возврат средств.
Перед тем, как претендовать на возмещение, следует проверить налоговую историю на предмет возможных неоплаченных финансовых обязательств. ИФНС не станет возвращать «ошибочные» суммы до тех пор, пока не будут оплачены все задолженности.

Новый бланк заявления на возмещение

В 2017 г. поменялась форма, на основании которой осуществляется возврат средств. Предыдущий образец был дополнен разделами, необходимыми для обращения за зачетом или возвратом сумм по страховым взносам.

Усовершенствованный бланк введен в обиход с 31.03.2017 г. Он разработан исключительно с целью возмещения взносов, перечисляемых в ИФНС. Например, для оформления зачета или возврата взносов на травматизм у ФСС предусмотрен иной формат бланка.

Скачать пример заполненного заявления

[5]

Общие особенности нового бланка:

  • приближен по форме к декларации — каждая буква и цифра вносится в отдельную ячейку;
  • количество страниц увеличено до 3-х;
  • дает возможность внести данные по возмещению пенсионных и медицинских взносов.

Последнее нововведение обусловлено тем фактом, что начиная с 2017 г. попечительство о страховых взносах передано в ведение налоговой инспекции.

Излишне уплаченная сумма налога 160

Новая форма заявления актуальна с 31.03.2017

Читайте так же:  Сколько платят алименты неработающие

Правила заполнения заявления

НК РФ не предлагает четкой инструкции по заполнению формы на возмещение. Чтобы сдать заявление с первого раза, предлагаем небольшую шпаргалку.

Прежде всего, следует обратить внимание на общие правила внесения информации:

  1. Данные вписываются печатными буквами от руки либо в Word или Excel.
  2. Заявление распечатывается в 2-х экземплярах.
  3. Обязательные атрибуты — подпись заявителя и печать при необходимости.
  4. Пустые клетки можно оставлять незаполненными, либо ставить прочерки.

Последний пункт может вызывать разночтения у сотрудников различных налоговых инспекций, поэтому желательно предварительно уточнить как корректно «обращаться» с незаполненными строками.

Заявление состоит из 3 страниц. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на первый лист. Именно он и вызывает максимальное количество вопросов по внесению данных.

Уточнения по заполнению 1-ой страницы:

  1. В правой верхней части листа, следует указать сведения о заявителе:
    1. для физлиц или ИП — ФИО, ИНН и адрес прописки;
    2. для юрлиц — название компании, ИНН, КПП и юридический адрес.
  2. Номер заявления проставляет налогоплательщик: если бланк на возврат подается впервые, ставится цифра «1» и так далее по возрастающей.
  3. О коде налоговой службы ИП и организации осведомлены в силу регулярного предоставления отчетности. Физлица могут узнать код на сайте налоговой инспекции.
  4. Название налогоплательщика: наименование компании либо ФИО для физлиц или ИП.
  5. № статьи НК — 78.
  6. Основание для возмещения налога:
    1. излишне уплаченный;
    2. излишне взысканный;
    3. подлежащий к возмещению.
  7. Сумма переплаты пишется цифрами исходя из расчетов налогоплательщика.
  8. Налоговый период (вместе с аббревиатурой ставится номер месяца, квартала или полугодия и текущий год):
    1. ГД — год;
    2. МС — месяц;
    3. КВ — квартал;
    4. ПЛ — полгода.
  9. Информация о коде по ОКТМО находится на сайте Федеральной налоговой службы.
  10. Наименование кода КБК желательно уточнить в налоговой.
  11. Количество страниц — 2 или 3 в зависимости от необходимости заполнения третьего листа.
  12. Подтверждающие документы — перечислить документы, сопровождающие заявление.
  13. Достоверность предоставленных сведений может подтвердить:
    1. руководитель организации;
    2. ИП;
    3. физическое лицо;
    4. представитель по доверенности.

ФИО пишется в именительном падеже. Также обязательно следует указать контактный номер телефона.

[6]

Заполнение второй страницы:

  1. Если нет необходимости указывать ФИО, следует поставить прочерк либо оставить пустую клетку.
  2. В реквизитах банка прописью указать наименование счета — текущий, карточный и т.д.
  3. В качестве получателя указать полное наименование организации или ФИО физлица.
  4. Подтверждающие документы: как правило, пишется код паспорта — 21.

Лист №3 заполняют физлица, не являющиеся ИП.

Если на первой странице заявитель внес данные по ИНН, он освобождается от заполнения этого листа. В случае актуальности 3 страницы нужно внести паспортные данные и сведения о месте жительства.

Под заявлением ставится дата и подпись. Если оно предоставляется в электронном виде, необходима соответствующая электронная подпись.

В качестве удостоверяющих факт переплаты бумаг может быть прикреплен любой документ, свидетельствующий об ошибочном перечислении средств.

Излишне уплаченная сумма налога 59

Для придания заявлению на возврат «увесистости», следует приложить подтверждающие документы

Сроки и способ подачи заявления на возврат

Предоставить заявление в налоговую по месту регистрации допускается на протяжении 3 лет с момента переплаты. Осуществить возврат налоговики должны в течение 1 месяца со дня получения заявления.

Существует несколько вариантов передачи документов:

  1. Личная подача.
  2. Заказным письмом с описью по почте. Бланк для заполнения описи находится у сотрудников почтовой службы.
  3. В электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика. В этом случае понадобится наличие заверенной электронной подписи.
  4. С помощью доверенного лица на основании нотариально заверенного документа с актуальным сроком давности.

В бумажном виде заявление заполняется в 2-х экземплярах.

[7]

На основании принятого заявления принимается положительное либо отрицательное решение о возмещении средств. Ответ предоставляется на протяжении 10 дней с момента его регистрации.

Механизм возврата

Процедура возмещения излишне уплаченного налога предельно проста. Она проходит в несколько этапов:

  • прием налоговиками заявления от налогоплательщика;
  • проверка ИФНС предоставленной информации;
  • в случае подтверждения факта переплаты — возврат переплаченной суммы.

В ряде случаев сотрудники налоговой имеют право провести камеральную проверку. В этой ситуации на рассмотрение вопроса отводится до 3 месяцев.

Если ИФНС одобрила возмещение средств, направляется запрос в Казначейство о возврате образовавшейся задолженности перед налогоплательщиком. Компенсацией средств занимается налоговая инспекция. Валюта перечисления — российские рубли.

[8]

Излишне уплаченная сумма налога 178

В случае задержки выплаты со стороной налоговой, законодательством предусмотрено начисление пени

Технология начисления процентов за задержку в выплате

Если налоговая не выплатила в течение 1 месяца согласованную сумму возмещения, налогоплательщик наделен правом затребовать применение штрафных санкций в виде пени за каждый день просрочки.

Формула начисления пени выглядит следующим образом:

Излишне уплаченная сумма налога 135

Формула начисления пени

Где:

  • С% — процентная сумма, на основании которой начисляется пеня;
  • Св — размер налога к возмещению;
  • Д — количество дней просрочки;
  • СР — установленная ЦБР ставка финансирования;
  • Д год — число дней в году.
С помощью этих данных легко вычислить сумму, которую ИНФС обязана заплатить налогоплательщику за просрочку с выплатой возмещения.

Видео — Как правильно заполнить заявление на возврат налога

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. А. Кокорин Климат в кредит / А. Кокорин. — М.: [не указано], 2002. — 935 c.
  2. Рудская, Е. Н. Финансы и кредит. Практикум / Е.Н. Рудская. — М.: Феникс, 2015. — 320 c.
  3. Н.А. Новикова 100 вопросов о кредите: теряем или приобретаем? / Н.А. Новикова, Н.В. Орлова. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 284 c.
  4. Лобанова, Т.Н. Банки: организация и персонал. Современная концепция управления. Специализированный обучающий кейс-курс / Т.Н. Лобанова. — М.: БДЦ-пресс, 2015. — 108 c.
  5. Косолапов, А. И. Новый порядок налогообложения малого бизнеса: Комментарий к главам 26.2 и 26.3 НК РФ (вводный) / А.И. Косолапов. — М.: Издательство экономико-правовой литературы, Омега-Л, 2014. — 227 c.
  6. Четыркин, Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов / Е.М. Четыркин. — М.: Дело, 2015. — 320 c.
  7. Просветов, Г. И. Финансы, денежное обращение и кредит. Задачи и решения / Г.И. Просветов. — Москва: Высшая школа, 2017. — 448 c.
  8. А. Кокорин Климат в кредит / А. Кокорин. — М.: [не указано], 2002. — 935 c.
Излишне уплаченная сумма налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here